Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП?

Содержание

Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП?

Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП?

Когда нужна экспертиза обстоятельств ДТП: при отсутствии свидетелей происшествия; если показания очевидцев противоречивы; когда они отличаются от того, что выявлено с помощью других методов изучения обстоятельств аварии. Экспертизу делают по инициативе страховой компании, одного из участников ДТП, следователя, суда.

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП включает: установление всех участников; выявление скорости движения ТС; восстановление остановочного пути; реконструкцию действий водителей; выявление причин потери автомобилем управления; установление технического состояния ТС; проверки показаний очевидцев; анализа погодных условий; изучения особенностей покрытия дороги; восстановления картины ДТП; изучения влияния на произошедшее сторонних объектов.

На основании процедуры формулируют выводы, по итогам которых составляется заключение, которое состоит из: вводной части с указанием данных экспертов и учреждения, где они работают, основания для проведения, место и время ее выполнения и т.д.; исходных сведений о материалах и объектах изучения; исследовательской части с описанием хода процедуры, расшифровкой формул; выводов; приложений в виде таблиц, графиков, схем, фотографий.

Передачей документа должностному лицу, по чьему требованию выполнялась экспертиза, процедура не ограничивается. Специалист чаще всего еще выступает в суде с разъяснениями по поводу содержащейся в нем информации.

Иногда выводы специалиста противоречат показаниям участника аварии, то есть повреждения не соответствуют обстоятельствам ДТП. И для клиента страховой компании это означает, что он не получит возмещения за разбитую машину. Для некоторых компаний это способ избежать выплаты по страховому случаю.

Если процедуру инициирует страховщик, не исключено, что специалист поработал в защиту его интересов.

В таком случае можно подать заявление в суд, в котором следует изложить и просьбу о признании заключения экспертизы недействительным.

Если суд не признает этого, нужно подать ходатайство о проведении судебной экспертизы.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП назначается в рамках рассмотрения соответствующего иска. Она включает в себя изучение ситуации, в которой стало возможным ДТП, расчеты параметров перемещения автомобилей-участников, влияние иных объектов на происшествие.

Экспертиза отвечает на множество вопросов:

  • о скорости движения ТС и пешеходов;
  • о величине тормозного пути;
  • о положении ТС в разные моменты до аварии, при столкновении и после;
  • о технической возможности предотвратить ДТП;
  • о времени наступления аварийной ситуации;
  • о действиях водителей с точки зрения ПДД;
  • о причинной связи между этими действиями и столкновением;
  • об условиях, способствующих созданию аварийной ситуации.

Экспертиза обстоятельств ДТП, выполняемая по решению суда, может быть гораздо шире, чем автотехническая. В ее рамках нередко проводятся:

  • Транспортно-трассологическое исследование, предполагающее определение расположения ТС в момент столкновения, траектории их движения до него и после. Оно же отвечает на вопросы о характере формирования дефектов автомобилей.
  • Технико-диагностическое исследование, в ходе которого уточняются повреждения ТС и причины их появления, состояние автомобилей на момент ДТП, влияние возможных неисправностей на возникновение аварийной ситуации. Оно же включает в себя определение затрат на восстановление ТС.
  • Инженерно-психофизиологическое исследование, в ходе которого изучается и оценивается роль человеческого фактора в создании аварийной ситуации. Сюда же входит установление психофизиологического влияния обстоятельств на водителей (ослепления, вмешательства других людей и т.д).
  • Автодорожное исследование, представляющее собой изучение полотна и дорожных условий. Выявляются недостатки в организации движения (проблемы с разметкой, светофором и т.д.), а также должностные лица, ответственные за состояние покрытия и его эксплуатацию.

Ответы на вопросы, поставленные перед специалистами, и помогают установить то, почему, как произошло событие. Значит, экспертиза дает возможность сделать вывод о виновности одного из водителей или обоих сразу, пешеходов, других людей.

Исследование обстоятельств ДТП должно быть объективным, а выводы – научно обоснованными. Но для достижения результата иногда приходится делать экспертизу не один раз. Попавший в аварию водитель может сам способствовать этому, если вовремя обратится к специалистам и в суд.

Рекомендуем прочитать о расследовании ДТП. Из статьи вы узнаете о сроках расследования аварии, порядке расследования ДТП с пострадавшими и без.

А здесь подробнее о трасологической экспертизе при ДТП.

Когда нужна экспертиза обстоятельств ДТП

Изучение того, что привело к ДТП, чем оно сопровождалось, необходимо в следующих случаях:

  • при отсутствии свидетелей происшествия;
  • если показания очевидцев противоречивы;
  • когда они отличаются от того, что выявлено с помощью других методов изучения обстоятельств аварии.

Экспертизу делают по инициативе страховой компании, одного из участников ДТП, следователя, ведущего дело о нем, суда.

Особенности проведения автотехнической экспертизы

Процедуру выполняет специалист или группа профессионалов, с участием консультантов по различным вопросам, которые могут возникнуть в ходе исследования. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП включает в себя:

  • установление всех участников;
  • выявление скорости движения ТС;
  • восстановление остановочного пути;
  • реконструкцию действий водителей;
  • выявление причин потери автомобилем управления;
  • установление технического состояния ТС;
  • проверки показаний очевидцев;
  • анализа погодных условий;
  • изучения особенностей покрытия дороги;
  • восстановления картины ДТП, в том числе с помощью реконструкции;
  • изучения влияния на произошедшее сторонних объектов.

Процедура начинается с формулирования целей и задач исследования, выбора методов, которые позволят ответить на поставленные вопросы.

Затем изучаются предоставленные материалы, выбираются цифровые значения параметров для расчетов, выстраиваются схемы, применяются формулы для вычисления интересующих характеристик, проверяются.

На основе всего формулируют выводы, по итогам которых составляется заключение.

Требования к документу содержатся в статье 204 УПК РФ. Он состоит из:

  • вводной части, в которой указывают данные экспертов и учреждения, где они работают, основания для проведения процедуры, место и время ее выполнения и т.д.;
  • исходных сведений, включающих в себя информацию о материалах и объектах изучения;
  • исследовательской части, где описывают все, что делалось в ходе процедуры, с расшифровкой формул, отсылками к профессиональной литературе;
  • выводов, то есть ответов на поставленные вопросы, а также те, что возникли в ходе изучения материалов;
  • приложений в виде таблиц, графиков, схем, фотографий.

Смотрите в этом видео о проведении автотехнической экспертизы:

Пример проведения

Процедура может занять достаточно много времени. О том, как проходит экспертиза обстоятельств ДТП, пример заключения расскажет лучше всего. Если опустить вводную часть, он выглядит так.

Сама же процедура представляет собой:

  • изучение показаний участников события и свидетелей;
  • следственного эксперимента;
  • исследование материальных объектов ДТП (следов торможения, предметов дорожной обстановки, автомобилей и их деталей);
  • расчет показателей, имеющих значение для подтверждения или опровержения уже имеющейся информации;
  • формулировка выводов с обозначением того, какими пунктами закона должны были руководствоваться участники ДТП;
  • составление заключения экспертизы.

Передачей документа должностному лицу, по чьему требованию выполнялась экспертиза, процедура не ограничивается. Специалист чаще всего еще выступает в суде с разъяснениями по поводу содержащейся в нем информации.

Что делать, если повреждения не соответствуют обстоятельствам ДТП

Иногда выводы специалиста противоречат показаниям участника аварии. Чаше при этом говорят, что повреждения не соответствуют обстоятельствам ДТП. И для клиента страховой компании это означает, что он не получит возмещения за разбитую машину. Ведь по существу водителя обвиняют в том, что он ввел в заблуждение фирму ради компенсации.

На самом деле для некоторых компаний это способ избежать выплаты по страховому случаю. Но автомобилисту не стоит принимать выводы экспертизы, как не подлежащие сомнению. Ведь процедуру инициирует страховщик, и не исключено, что специалист поработал в защиту его интересов.

Источник: http://machine-tech.ru/chto-yavlyaetsya-predmetom-sudebnoy-ekspertizy-obstoyatelstv-dtp/

Экспертиза обстоятельств ДТП | ЦНЭ «АСПЕКТ»

Экспертное исследование, при котором проводится анализ различных факторов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию, называется автотехнической экспертизой обстоятельств ДТП.

В рамках проведения автотехнической экспертизы объектами исследования могут являться скорость и траектория движения ТС, действия водителей, пешеходов и других участников движения.

В процессе её производства можно реконструировать произошедшее ДТП, учесть техническое состояние ТС, качество дорожного покрытия, режим и организацию дорожного движения, загрузку ТС и т.д., что в полном объеме позволит восстановить картину дорожного происшествия.

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП – наукоёмкий процесс, при котором для ответа на поставленные вопросы об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, зачастую требуется проведение сопутствующих экспертиз для исследования причин отказа систем и неисправностей узлов ТС, установление причинно-следственных связей характера повреждения и ДТП.

Что является предметом исследования автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП и какие вопросы ставятся на разрешение перед экспертом?

Наиболее распространенными вопросами, которые решаются в процессе производства автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, являются:

  1. Какова была скорость движения ТС до и во время столкновения?
  2. Каково было расположение ТС и других объектов на дороге и относительно друг друга в момент контакта?
  3. Какова последовательность и механизм образования повреждений на ТС?
  4. Каково время преодоления ТС определенных участков траектории движения?
  5. В какой момент возникло объективное препятствие или опасность для движения ТС?
  6. Как характеризуется состояние полотна дороги на участке, где происходила авария?
  7. Каков тормозной и полный остановочный путь участвовавших в ДТП транспортных средств?
  8. Сколько времени заняло преодоление конкретного участка дороги каждым из участников ДТП?
  9. Какие дорожно-транспортные обстоятельства имели критическое значение, приведшее к ДТП?
  10. Имеются ли несоответствия между выполненными расчётами траекто-рии движения ТС и свидетельскими показаниями?
  11. Имел ли место занос ТС и мог ли он повлиять на обстоятельства, приведшие к ДТП?
  12. Какими требованиями Правил дорожного движения (ПДД), должен был руководствоваться водитель ТС и как он должен был действовать в конкретной дорожной ситуации?
  13. Была ли техническая возможность у водителя ТС предотвратить ДТП в момент возникновения препятствия или опасности для движения, которые он был в состоянии обнаружить?
  14. Соответствовали ли действий водителя ТС требованиям ПДД в обстоятельствах, предшествующих ДТП?
  15. Имеется ли связь между действием (бездействием) водителей при управлении ТС и дорожно-транспортным происшествием?
  16. Имелись ли какие-либо неисправности ТС, которые могли повлиять на траекторию движения и привести к ДТП?
  17. Имелась ли конкретная неисправность ТС до столкновения или она возникла вследствие ДТП?
  18. Имел ли водитель ТС возможность заблаговременно выявить неисправность или непосредственно перед поездкой?
  19. Находилась ли тормозная система ТС в исправном состоянии в момент столкновения?
  20. Связано ли состояние покрытия дороги с опрокидыванием ТС?
  21. У кого из водителей было право приоритета на нерегулируемом перекрёстке (если авария была на таком участке дороги)?
  22. Были ли нарушены участниками дорожно-транспортного происшествия какие-либо из положений свода ПДД? Если да, то какие, и кем из водителей?
  23. Находились ли прочие участники дорожного движения в обозримой близости к участникам аварии?
  24. Непрерывен ли остановочный след или же имеются пробелы? Какие факторы объясняют наличие прерывистости в остановочном следе подверженного экспертизе транспортного средства?
  25. Существенны ли различия между остановочными отпечатками, оставленными правыми и левыми колёсными парами автомобилей? И чем это объясняется?
  26. Сколько времени заняло торможение ТС с момента его начала до столкновения?
  27. Имелась ли возможность у водителя заметить пешехода на проезжей части при данных дорожных и погодных условиях?
Читайте также  Как рассчитывается выплата по ОСАГО при ДТП?

Приведенный перечень вопросов в отдельных частных случаях может быть расширен.

Автотехническую экспертизу обстоятельств ДТП проводят во внесудебном и в судебном порядке. Инициаторами данной экспертизы могут быть:

  • Государственные органы (суд, прокуратура, СК).
  • Частные лица, пострадавшие в аварии или потерпевшие убытки и их официальные представители.
  • Водители, участники ДТП, несогласные с постановлением органов ГИБДД об их виновности.
  • Страховые организации.

Судебные автотехнические экспертизы обстоятельств ДТП назначаются судьями для вынесения судебных решений:

  1. По имущественным спорам между потерпевшими лицами и дорожными службами на предмет взыскания ущерба вследствие произошедшей аварии по причине неудовлетворительного состояния дорожного полотна.
  2. По делам о наезде на пешехода и прочие движущиеся препятствия.
  3. По делам о ДТП, когда необходимо установить виновника происшествия.

  4. По делам о взыскании ущерба и определении размера страховых выплат.
  5. По делам о возмещении ущерба в спорах с автодилером или заводом-изготовителем автотранспортных средств, если предполагается, что виной аварии послужил заводской брак.

Во всех подобных случаях эксперты ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ АСПЕКТ найдут связующие звенья между всеми факторами, установят виновника дорожно-транспортного происшествия и рассчитают размер причиненного ущерба.

Наши эксперты – это высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми техническими знаниями, многолетним опытом экспертной работы, требуемыми сертификатами.

Работа по проведению экспертного исследования обстоятельств ДТП начинается с изучения документов, находящихся в материалах дела:

  • Официальных документов органов ГИБДД, включая справку, протоколы с места ДТП и показаний свидетелей.
  • Схематических изображений места происшествия.
  • Свидетельств о регистрации ТС.
  • ПТС автомобилей.
  • Снимков с изображениями места аварии и повреждений ТС.

При необходимости при производстве автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП могут быть также привлечены эксперты по трасологической, металловедческой и другим видам экспертиз.

По окончании экспертизы (исследования) в соответствие с действующим законодательством РФ в утвержденной форме будет подготовлено экспертное заключение. В нем будут содержаться исходные данные для исследования, описана методика и ход произведённых исследований, приведены необходимые расчёты. Резюмирующая часть заключения будет содержать ответы на поставленные вопросы и объективные выводы эксперта.

Источник: https://a-aspect.ru/exp_dtp/

Экспертиза обстоятельств ДТП

cтоимость экспертизы

от 15 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия (ДТП), загруженности, техническом состоянии транспортного средства / автомашины скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения транспортного средства / автомашины и т.д.

Вопросы

Как бы не пытались правоведы исключать из деятельности судебного эксперта-автотехника задачи по установлению вины (виновности или невиновности) водителя или иного участника дорожного движения в ДТП, фактом является лишь то, что именно автоэксперт, специализирующийся в области автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП, но никак не следователь и суд устанавливает и экспертным путем доказывает наличие в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы (дорожников) вину (виновность) в случившемся ДТП.

Именно автоэксперт в силах методологически обоснованно установить виновность (вину) в случившемся ДТП того или иного водителя (в т.ч. пьяного / нетрезвого).

Именно автоэксперт имеет право устанавливать вину в ДТП пешехода.

Именно на плечи автоэксперта возлагается столь сложный вывод как – обоюдная вина (виновность) в совершении ДТП.

Именно автоэксперт имеет право определять степень вины (виновности) каждого из участников дорожного движения в ДТП.

Именно автоэксперт в силах определить вину (виновность) в ДТП кроме водителя таких участников дорожного движения как пассажиров и работников дорожных служб (дорожников).

Положение экспертизы обстоятельств ДТП в системе автотехнических экспертиз

С точки зрения судебного эксперта, независимая экспертиза обстоятельств ДТП в колонке прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным и трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для этого для проведения данного вида судебной экспертизы требуется первоклассное судебно-экспертной образование, доступное не многим.

Так в штате НП «Федерация Судебных Экспертов» работают эксперты, имеющие высшее судебно-экспертное образование, полученное в единственном ВУЗе страны, где производится подготовка экспертов-автотехников высшей категории, а именно в МГТУ им. Баумана.

На текущий момент, к сожалению, только в данном ВУЗе страны подготавливаются по настоящему первоклассные эксперты, которые на предельно высоком научно-техническом уровне могут провести автотехническую экспертизу / исследование обстоятельств возникновения ДТП, исследовать причины и условия возникновения ДТП, определить скорость автомобиля по тормозному пути, исследовать дорожные условия и иные параметры, повлиявшие на возникновение ДТП.

Узловым элементом автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.

Задачи

Целями и задачами судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП являются:

  • определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление удаления транспортного средства / автомашины, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление взаимного расположения транспортного средства / автомашины в различные моменты ДТП;
  • определение и установление времени преодоления транспортного средства / автомашины определенных участков пути;
  • определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства / автомашины, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение и установление взаимного положения транспортного средства / автомашины и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно и установление действия водителя по управлению транспортного средства / автомашины, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства / автомашины требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • определение и установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избегания происшествия;
  • определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства / автомашины предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства / автомашины или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства / автомашины и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
Читайте также  Кто выезжает на место ДТП?

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами судебной автотехнической экспертизы, либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных.

Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления транспортного средства / автомашины, можно решить лишь после определения технического состояния транспортного средства / автомашины.

Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния транспортного средства / автомашины, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей транспортного средства / автомашины экспертам зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на транспортного средства / автомашины и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц.

Проведение судебной автотехнической экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС. Экспертиза обстоятельств ДТП наш профиль.

Другие статьи по теме «Экспертиза обстоятельств ДТП» >>

Цены

Вид экспертизыСтоимость экспертизы
Экспертиза обстоятельств ДТП от 15 000
Цена экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

Источник: http://sud-expertiza.ru/ekspertiza-obstoyatelstv-dtp/

Судебные экспертизы

Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем и агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии, участвовавших в ДТП.

Объектом судебной экспертизы технического состояния ТС являются автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы — участники ДТП, их агрегаты, узлы, механизмы, детали, фрагменты ТС и следы на них.

Примерный перечень вопросов, решаемых при судебной экспертизе технического состояния ТС:

  • 1. Каково техническое состояние ТС, его отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов, деталей?
  • 2. Каковы причины и время возникновения неисправности, возможность её выявления лицом, ответственным за техническое состояние ТС, влияние этой неисправности на возникновение и развитие ДТП?
  • 3. Каковы причинно-следственные связи между неисправностью и ДТП, а также обстоятельства, способствующие появлению неисправностей?
  • 4. Каковы технические возможности предотвращения ДТП при определённом техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем и деталей в момент ДТП?

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчёт параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процесс ДТП, анализ действий и возможностей водителей.

Предметом экспертизы являются фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности и техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

Объектом судебной экспертизы обстоятельств ДТП являются данные материалов уголовного дела, не содержащие правовой оценки.

Примерный перечень вопросов, решаемых при экспертизе обстоятельств ДТП:

  • 1. Какова скорость движения ТС?
  • 2. Какой тормозной и остановочный путь, а также остановочное время ТС при заданных условиях?
  • 3. Каковы удаление ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные моменты?
  • 4. Имелась ли техническая возможность предотвращения ДТП торможением и объездом в заданные моменты?
  • 5. Каково взаимное расположение ТС в различные моменты ДТП?
  • 6. Каково время преодоления ТС конкретных участков пути?
  • 7. Возможно, ли установить момент возникновения опасности для движения, требующий принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (если для этого необходимы специальные познания в проведении расчётов, моделирования, эксперимента)?
  • 8. Каково было взаимное положение ТС и препятствия в момент, когда водитель ещё имел техническую возможность предотвращения ДТП?
  • 9. Как должен был действовать водитель с точки обеспечения безопасности движения в конкретной дорожно-транспортной ситуации?
  • 10. Какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями правил дорожного движения они предусмотрены?
  • 11. Имелась ли у водителя техническая возможность в конкретный момент совершить действия, предусмотренные правилами дорожного движения, во избежание происшествия?
  • 12. Имелась ли у водителя техническая возможность предотвращения ДТП путём снижения скорости ТС или объезда в конкретный момент; когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения?
  • 13. Имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) водителя и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.)?

Автотехническая экспертиза проводится с целью установления технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия, психофизиологического состояния водителя и участников ДТП.

Предметом исследования являются фактические данные о техническом состоянии транспортных средств, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях и возможностях участников ДТП, механизме ДТП, об обстоятельствах, способствовавших совершению происшествия.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Предметом транспортно-трасологической экспертизы являются обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые на основе исследования следов, возникающих на месте ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

Объектом судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологической экспертизы) являются следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в материалах дела.

Примерный перечень вопросов, решаемых при транспортно-трасологических экспертизах:

  • 1. Каков механизм ДТП?
  • 2. Каков механизм взаимодействия ТС при столкновении?
  • 3. Каков механизм наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия?
  • 4. Каков угол взаимного расположения ТС и направление удара в момент столкновения?
  • 5. Каково взаимное расположение ТС относительно границ и оси проезжей части в момент ДТП?
  • 6. Каково место столкновения ТС или наезда на пешехода?
  • 7. Находилось ли ТС в момент ДТП в движении, или было неподвижным?
  • 8. Какой частью ТС причинены повреждения потерпевшим?
  • 9. На каком месте в кабине (салоне) находился потерпевший (по характеру повреждений ТС)?
  • 10. Какими частями ТС контактировали между собой в первичный момент столкновения?
  • 11. Каковы время и причина повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений?
  • 12. Не возникли ли неисправности деталей ТС после ДТП?

Комплексная экспертиза

Для решения вопросов о психологическом состоянии водителя ТС или участников ДТП (пешеход), как правило, проводится комплексная экспертиза — медико-психологическая и автотехническая. При этом решаются следующие вопросы:

  • 1. Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
  • 2. Каково время реакции водителя на появление помех в данной ситуации?
  • 3. Мог ли водитель в заданной ситуации выполнить необходимые меры по предотвращению ДТП. Если да, то, какое время для этого потребовалось

Page 3

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:

  • 1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;
  • 2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
  • 3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.

Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.

Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.).

Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин.Выяснить криминалистические значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений.

Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы «водитель автомобиль дорога окружающая среда». Механизм это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП.

Знание этого механизма позволяет определить криминалистические значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

Читайте также  Какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП?

В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.

Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.

Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.

Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов.

Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.

В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.

На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.

Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности.

ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность о произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельства происшествия.

Page 4

Перейти к загрузке файла
Нормативно-правовые акты

Источник: https://vuzlit.ru/1341692/sudebnye_ekspertizy

Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП

Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации.

Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы.

В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.

Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.

Вопросы, на которые отвечает специалист по экспертизе обстоятельств ДТП в процессе осуществления исследования:

  • Каковы причины исследуемого дорожно-транспортного происшествия?
  • Каков точный механизм данного дорожно-транспортного происшествия?
  • По какой полосе перемещался автомобиль непосредственно перед столкновением?
  • В каком состоянии находилось дорожное полотно на том участке трассы, где произошло дорожно-транспортное происшествие?
  • Какова длина тормозного пути?
  • Какова длина полного остановочного пути?
  • Какое время понадобилось для того, чтобы данный автомобиль преодолел указанное расстояние?
  • Каковы были на момент происшествия дорожно-транспортные условия? Являлись ли они причиной ДТП?
  • Соответствуют ли свидетельские показания (показания потерпевших, обвиняемых) произведенным техническим расчетам?
  • Находился ли автомобиль в состоянии заноса? Какие внешние обстоятельства могли на это повлиять?
  • Являются ли действия водителя и принятые им решения причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия?
  • Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
  • Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
  • Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
  • Возникли ли обнаруженные неисправности в момент дорожно-транспортного происшествия либо имели место еще до него?
  • Повлияло ли состояние дорожного покрытия на опрокидывание исследуемого автомобиля?
  • Кто из водителей автотранспортных средств пользовался правом приоритета в условиях нерегулируемого перекрестка, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие?
  • Какие именно положения Правил дорожного движения были нарушены водителем (водителями)?
  • Какие еще участники движения находились в непосредственной близости от участников дорожно-транспортного происшествия? Имелась ли у водителя возможность избежать столкновения путем выполнения маневра?
  • Является ли остановочный след непрерывным? Имеет ли он пробелы? Какими факторами можно объяснить прерывистость остановочного следа данного автомобиля?
  • Какими причинами можно объяснить выявленные различия между тормозными следами, оставленными левой и правой парами колес автотранспортного средства?
  • С какой скоростью двигался автомобиль перед столкновением?
  • Какое время прошло с момента начала торможения и столкновением?
  • Соответствовали ли погодные и дорожные условия тому, чтобы водитель мог своевременно заметить вышедшего на проезжую часть пешехода?
  • Была ли у водителя транспортного средства техническая возможность избежать наезда путем своевременного торможения на необходимом для этого расстоянии?

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-obstoiatelstv-dtp/

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Застрахованный автолюбитель далеко не всегда чувствует себя защищенным, когда попадает в автокатастрофу. Стресс от аварийной ситуации усугубляется дополнительными обстоятельствами, связанными с передачей дела в суд.

Компенсация издержек определяется не только в соответствии со страховым лимитом полисов КАСКО или ОСАГО. Окончательный вердикт может вынести только судебная экспертиза ДТП.

Автовладельцам важно еще до наступления страхового случая знать, как назначается и проводится автотехническая, и другие виды проверок во время тяжб и разбирательств.

Когда необходима процедура?

В отличие от досудебной, независимой и иных видов экспертиз автомобиля после дорожно-транспортного происшествия, судебная проводится в ходе публичных разбирательств. Допустим, пострадавшая сторона не согласна с анализом повреждений в результате стандартной оценки урона представителем страховщика. Считая показатели заниженными, он подает исковое заявление в суд и в обязательном порядке прибегает к помощи специалиста.

Аналогично данному примеру инициировать проведение судебной экспертизы по делу ДТП может и СК. Причины заявки бывают разными, но смысл привлечения специалистов техников один – установление истинного размера ущерба. С этой целью обращаться к помощи специалистов имеют право не только юридические организации, но и физические лица. А именно:

  • Участники столкновения.
  • Работники СК.
  • Следственные сотрудники.
  • Работники суда.
  • Не играет роли то, кто является заказчиком эксперта, обвиняемая сторона или невиновная.

Особое значение приобретает судебная экспертиза при ДТП, когда имеют место физические травмы жертв и их моральный ущерб. В таких случаях оценочный анализ выявляет обстоятельства аварии, которые их спровоцировали. Чтобы учесть медицинское заключение, пациент должен полностью пройти лечение. Таким способом суммируются средства, потраченные на лечение, и учитывается настоящее состояние пострадавшего (группа инвалидности и другое).

Предмет и задачи судебной экспертизы содержат комплекс мер, направленных на выяснение обстоятельств ДТП. К примеру, при обоюдной вине выявляется степень вины каждого участника столкновения. Такой подход позволяет как следственным работникам, так и судьям прийти к максимально объективному выводу.

На заметку! Ущерб транспортного средства и вред, причиненный здоровью участникам аварии, устанавливается даже тогда, когда нет страховки. Определением суда при помощи эксперта инициатор столкновения покрывает урон своими силами.

Виды оценочных работ

Чтобы иметь полное представление о причине происшествия применяются разные виды экспертных оценок.

Разновидности по поставленным целям

Действующим российским законодательством допускаются следующие разновидности:

  • Автотехническая – устанавливает количество неисправностей ТС и причину их возникновения. Первостепенное значение приобретает тот факт, когда появились поломки – до аварии или в результате наезда.
  • Автотовароведческая – назначается для определения суммы восстановительного ремонта вследствие столкновения в соотношении к до аварийной стоимости автомашины с учетом износа. Целесообразность ремонта дознается с помощью экспертного мнения в случае тотальной гибели авто, когда урон превышает 80/85%. А также назначается при возникающих подозрениях в занижении ущерба сотрудниками страховой компании.
  • Трасологическая – проводится в особо сложных случаях на месте автокатастрофы для изучения движения автотранспорта по следам от шин. Обследуются осколки ТС, вмятины, остатки лакокрасочного покрытия, оставленного на сторонних предметах или дорожном полотне. Берется во внимание состояние водителей, скрытые поломки ТС, скорость движения и многие другие аспекты. В результате сбора фактов устанавливается причинно-следственная связь, а вместе с ней истинный виновник или степень вины каждого участника происшествия.
  • Медицинская – оценивает здоровье потерпевшего в конце оздоровительных процедур. По окончании лечения высчитываются затраты на лекарственные препараты и срок нахождения на бюллетене в днях. Учитывается психическое и эмоциональное состояние пациента в конечном этапе лечения.
  • Досудебная – составляется на основании того, что возникает несогласие с заниженной оценкой представителя страховой компании. Возможно имеются разногласия с другими участниками наезда. Заявка подается в страховую организацию до подачи искового заявления.
  • Комплексная – объединяет различные мнения нескольких специалистов разных направлений (все вышеперечисленные). Исследуются одни и те же объекты с разных позиций.
  • Единоличная – характеризуется небольшими разногласиями по поводу причины аварии и иными аспектами. Не привлекаются другие уполномоченные лица.
  • Комиссионная – характеризуется количеством водителей попавших в автокатастрофу более двух и имеющимися между ними весомыми разногласиями. Привлекаются сторонние оценщики одной и той же направленности по одинаковым повреждениям. Общие результаты складываются, и подводится общий итог.

Источник: https://myautohelp.ru/strahovka/dtp/sudebnaya-ekspertiza